Не все знают, что у ООН есть своего рода бригада «скорой помощи», члены которой готовы в любую минуту отправиться в любую точку земного шара, где возникла опасность вспышки конфликта. Это как правило опытные эксперты в области посредничества – а именно посредничество, считают в ООН, может помочь предотвратить и разрешить множество конфликтов.
Практически в самом начале пандемии Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал все воюющие стороны прекратить боевые действия, чтобы дать возможность справиться с глобальной угрозой, которую представляет собой COVID-19. В такой ситуации, когда вооруженные действия не позволяют защитить людей от болезни, не разбирающей, кто – «свой», а кто – «чужой», как никогда важную роль приобретает институт посредничества. Свежий пример – договоренность о прекращении огня в Ливии, которая стала результатом усилий Миссии ООН и ее руководительницы Стефани Уильямс.
Пять главных и непростых шагов
Прежде всего нужно постоянно, что называется, «держать руку на пульсе» и не упустить момента, когда где-то складывается напряженная ситуация, которая может перерасти в конфликт. Понять, что происходит и как разрядить напряженность, лучше всего, находясь на месте событий. Именно эту функцию выполняют 35 политических миссий ООН, размещенных по всему миру.
Второе – как можно скорее задействовать политические процессы, а для этого нужно поддерживать тесную связь с правительствами и ключевыми фигурами во всех 193 странах – членах ООН. Этим занимаются сотрудники Департамента по политическим вопросам и вопросам миростроительства.
Третье – к посреднической деятельности нужно привлекать представителей самых разных слоев общества, включая женщин и молодежь. Только так можно добиться консенсуса и придать импульс мирному процессу.
Но для того, чтобы за краткосрочными достижениями последовала серьезная работа по поддержанию мира и развития, потребуется поддержка партнеров в лице, например, региональных организаций и финансовых институтов. И самое главное – предотвратить конфликты можно только при наличии политической воли со стороны всех игроков.
Что такое «добрые услуги» и специальные политические миссии?
Иногда приходится задействовать механизм так называемых «добрых услуг», предусмотренный Уставом ООН и получивший широкое распространение в наши дни. Дело в том, что посреднический процесс Генеральный секретарь может инициировать либо сам, либо по запросу Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи или участника спора. Глава ООН может назначить специального посланника или советника – сегодня, например, они работают в Сирии, Йемене и Мьянме.
У ООН есть еще так называемые специальные политические миссии. К ним относятся, например, Канцелярия Специального советника по предупреждению геноцида, группы экспертов по отдельным странам, Группа по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями против ИГИЛ, «Аль Каиды» и движения «Талибан» и другие. Несмотря на разный формат, у них общая цель – способствовать предотвращению конфликтов, укреплению миротворческой деятельности и построению мирного общества после конфликта.
«Скорая помощь» ООН
В 2008 году в ООН была создана Резервная группа по вопросам посредничества. Входящие в нее эксперты могут быть «по первому требованию» направлены для оказания помощи посредникам на местах. Это люди, имеющие богатый опыт проведения переговоров и обладающие знаниями в вопросах, касающихся разделения властных полномочий, конфликтов, связанных с природными ресурсами, разработки конституции, прекращения огня и обеспечения безопасности. Члены Резервной группы живут в разных странах, но способны моментально выехать туда, где требуется их помощь, или помочь с анализом ситуации и дать консультацию в дистанционном режиме. При поддержке доноров Департамент также создал фонд быстрого реагирования, с тем чтобы иметь возможность финансировать оказание срочной посреднической помощи.
Читайте также
Каким должен быть посредник на переговорах?
А, как говорит Тереза Уитфилд из Департамента по политическим вопросам и вопросам миростроительства, спрос на посреднические услуги с целью предотвращения или урегулирования конфликта – высок как никогда.
Договариваться о мире стало сложнее
Но договариваться о мире стало сложнее – виной тому геополитические трения, всплеск популизма и внешнее вмешательство.
Сославшись на возобновившееся противостояние между Россией и США, США и Китаем, а также противостояние между суннитами и шиитами, который раскалывает весь арабский мир, Тереза Уитфилд отмечает, что переговоры нередко срываются в результате «безрассудной и деструктивной» геополитической позиции сторон. Зачастую для того, чтобы урегулировать только один конфликт, ООН приходится задействовать другие международные и региональные организации и целый ряд партнеров на местах.
Кроме политических, экономических и идеологических факторов, работа посредников осложняется еще фрагментарным характером конфликтов, участием в них негосударственных вооруженных формирований и такими системными проблемами, как изменение климата. Тереза Уитфилд предупреждает, что сегодня посредничество – это «долгосрочный проект»: «посредник должен быть готов к марафону, в лучшем случае к эстафете, но это редко забег на короткую дистанцию».
Как отметил глава ООН Антониу Гутерриш, «платформы социальных сетей и цифровые технологии могут помочь расширить масштабы посреднической деятельности. …. Новые технологии также могут быть использованы для контроля за прекращением огня в недоступных районах, как это происходит на территории Украины».
Но эти же технологии, предупреждает Генеральный секретарь, могут создать и серьезные проблемы для посредничества. Ведь цифровым контентом можно манипулировать, и в интернете легко развернуть кампании по разжиганию ненависти и распространению дезинформации. Все эти угрозы необходимо учитывать и им нужно противостоять.
«Война не является неизбежностью, война – это выбор, зачастую сделанный вследствие просчета, – считает Гутерриш. – Мир тоже не является данностью, это результат огромных усилий, и мы не должны воспринимать его как должное».
Комментариев нет:
Отправить комментарий