Попытка России оказать Боснии помощь в борьбе с коронавирусом закончилась неудачно — власти страны не разрешили российскому конвою пересечь границу, объяснив это тем, что конвой военный. Теперь его судьбу определит коллективный президент страны — Президиум. А балканские эксперты полагают, что российская помощь стала жертвой серьезных национальных и геостратегических противоречий в Боснии. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
За помощью к России обратился глава одной из палат боснийского парламента Драган Чович, который является еще и лидером ведущей партии боснийских хорватов — Хорватского демократического содружества. Он попросил, чтобы направленный Минобороны РФ в Сербию отряд (см. “Ъ” от 7 апреля) провел дезинфекцию больницы в городе Мостаре, входящем в Мусульманско-хорватскую федерацию Боснии и Герцеговины (БиГ). Тем более что три недели назад этот отряд оказал аналогичную помощь другой части страны — Республике Сербской. Однако на сей раз помощь в пункт назначения не попала.
Конвой из пяти российских спецавтомобилей войск радиационной, химической и биологической защиты с 24 военными водителями и медиками выдвинулся 1 мая из Сербии в Боснию. Но на КПП «Рача» боснийские пограничники конвой остановили, объявив, что разрешение на его продвижение по территории БиГ не получено.
Как выяснилось, о предстоящем прохождении конвоя российское посольство в БиГ проинформировало
республики 30 апреля. Это ведомство с пометкой «срочно» переадресовало ноту Минобороны и Министерству безопасности, которые должны были одобрить прохождение и сопровождение российского конвоя до Мостара. Однако согласия они не дали.
Министр обороны Сифет Поджич пояснил, что выдача разрешений на перемещение по территории БиГ вооруженных сил другого государства (поскольку речь идет о российском военном конвое) является прерогативой не его ведомства, а Президиума БиГ, выполняющего функцию коллективного президента. А глава Госбезопасности Фахрудин Радончич добавил, что его служба, как и Минобороны, не разрешившая прохождение российского конвоя, лишь строго выполняла законы своей страны.
После объяснений министров, правда, возник вопрос, почему тогда точно такая же помощь (пять российских спецавтомобилей и 24 специалиста) прибыла в начале апреля в Республику Сербскую без особых проблем, а разногласия возникли лишь относительно ее использования (см. “Ъ” от 12 апреля). Фахрудин Радончич на это ответил, что в том случае в ноте посольства РФ не упоминался военный характер конвоя, сейчас же указание на это содержится, поэтому активность российского отряда не может считаться чисто гуманитарной и для нее требуется особое разрешение.
Близкий инициатору оказания Россией помощи Драгану Човичу «Хорватский медиасервис» обвинил в срыве акции министров из числа мусульман, которые «затеяли игру по обструкции российской помощи». Балканский же аналитик Ивана Марич видит случившееся иначе: «Очевидно, что за всем этим стоят определенные интересы. Драган Чович теряет поддержку ЕС, США и даже Хорватии, поэтому разворачивается на Восток, развивая близкие отношения с лидером боснийских сербов Милорадом Додиком и с Россией».
Так или иначе, судьба российской помощи теперь находится в руках Президиума БиГ. Учитывая, что в него входят три представителя боснийских мусульман, сербов и хорватов, которые часто не могут договориться и по
Комментариев нет:
Отправить комментарий