пятница, 16 августа 2019 г.

Можно ли создать свод правил поведения в космосе? Россия настаивает на полном запрете космического оружия



Фото НАСА

15 августа 2019

Мир и безопасность

Намерения некоторых государств разместить ударные системы в космосе – «прямая угроза, ультиматум международному сообществу». Об этом заявил Постоянный представитель Российской Федерации при отделении ООН в Женеве Геннадий Гатилов. Там сегодня завершилась дискуссия, посвященная опасности «космической гонки вооружений».

Большинство участников дискуссии, прошедшей в рамках Конференции по разоружению, согласны с тем, что космос не должен стать источником военной угрозы. Но мнения о том, как этого достичь, разошлись. Россия и Китай уже неоднократно предлагали заключить новый договор о предотвращении размещения оружия в космосе и представили его проект, базирующийся на принципах и нормах Договора о космосе 1967 года. «Заключение такого соглашения и участие в нем космически значимых государств подтвердит, что все объекты, размещенные в космическом пространстве, не являются оружием и используются в соответствии с Договором о космосе 1967 года. Тем самым мы сможем ликвидировать предпосылки для превращения космического пространства в сферу вооруженного противостояния», - сказал представитель России Геннадий Гатилов. Он уверен, что запрет на вывод оружия в космос позволит предотвратить гонку вооружений или наращивание опасных для международного мира и безопасности военных потенциалов на Земле.


Вывод в космос ударных боевых систем оправдывают мифом о внешней угрозе


Российский дипломат подчеркнул, что некоторые государства обосновывают свои военно-космические планы необходимостью защиты национальной или групповой космической собственности, повышения безопасности спутниковых группировок, обеспечения связанных с космосом жизненно важных интересов.


«Используется и уже известный приём с раздуванием мифа о растущей внешней угрозе, для устранения которой никак не обойтись без вывода в космос ударных боевых систем», - отметил представитель России. Он полагает, что заявления о выводе оружия в космос и возможном его боевом применении – ультиматум международному сообществу, которое в большинстве своем выступает категорически против «вепонизации» космического пространства».


Геннадий Гатилов высказался за повышение безопасности космической деятельности, сохранение космоса как мирной и бесконфликтной среды, противодействие угрозе его вепонизации. Он напомнил, что Россия ещё в 2004 году, в развитие своих более ранних инициатив в области военного космоса, взяла обязательство первой не размещать оружие в космическом пространстве. На сегодня уже 21 государство стало полноформатными участниками инициативы. Но ни одна из стран Запада, как сказал российский делегат, прежде всего из числа космически значимых, до сих пор не выразила желания присоединиться к этому «клубу». 

Государства пытаются создать технологии, способные уничтожить спутники противника


Представитель Великобритании заметил, что в связи с «демократизацией» космического пространства все, кто хочет воспользоваться его преимуществами, включая государства и частные компании, должны принять некие общие правила поведения, которые позволят свести к минимуму существующие угрозы и обеспечить безопасность космического пространства. Его коллега из США, однако, тоже выступивший в ходе дискуссии, заявил, что российско-китайский проект нового соглашения содержит «принципиальные изъяны» и в таком виде не будет способствовать укреплению международного мира и безопасности.


Дэниэл Поррас из Института ООН по исследованию проблем разоружения привлек внимание к еще одной угрозе. Учитывая, насколько важную роль спутники играют не только в повседневной жизни, но и в военной сфере, велика вероятность того, что государства будут стремиться повредить или уничтожить спутники противника. Он заметил, что обсуждения возможных способов не допустить «войны на орбите» наталкиваются на одно и то же препятствие: отсутствие механизмов контроля. Согласно исследованиям Института ООН, несмотря на достижения в области сенсорной и компьютерной технологии, они не отвечают стандартам, которых требует всеобщий запрет на размещение оружия в космосе. В то же время Дэниэл Поррас сообщил, что существуют «менее радикальные» подходы, которые легко контролировать, например запрет на испытание противоспутниковых технологий или ограничение количества объектов, которые могут приближаться к какой-то одной системе. По его словам, эти меры должны стать частью «глобальной системы контроля над космическим движением», которая бы установила базовые правила поведения в космосе.


За годы своего существования Конференция по разоружению и ее предшественники — комитеты разработали такие важные документы, как Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении химического и биологического оружия. Однако на протяжении вот уже более 20 лет участники Конференции не могут начать переговоры по разработке новых инструментов в области разоружения. Дело в том, что Конференция работает на основе консенсуса и не может принимать никаких, даже процедурных, решений без согласия всех государств-членов.


Конференция по разоружению была создана для разработки договоров и соглашений по ограничению гонки вооружений. Ее задача — определять первоочередные меры, направленные на полное и всеобщее прекращение ядерных испытаний, запрещение оружия массового уничтожения, химического оружия, ограничение и сокращение обычных вооружений и вооруженных сил. В состав Конференции по разоружению входят 65 государств, в том числе Беларусь, Казахстан, Россия и Украина.


Конференция по разоружению формально не является органом ООН, однако ее финансирование осуществляется Организацией из средств ее бюджета, предназначенных для чрезвычайных конференций.



https://news.un.org/ru/story/2019/08/1361121
ttp://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий