суббота, 30 августа 2014 г.

Евросоюз: Один с сошкой, семеро с ложкой








Правительство ЕС работает над проектом страхования безработных в рамках еврозоны. Основная тяжесть его финансирования снова ляжет на экономических лидеров континента, прежде всего на Германию.




Еврокомиссар по социальным вопросам Ласло Андор (László Andor) в интервью газете Die Welt рассказал о планах правительства ЕС создать единый страховой фонд для финансирования безработных в странах еврозоны. По его словам, это не означает, что еврострахование должно заменить собой национальные структуры социальной поддержки. Оно призвано взять на себя ограниченные по времени базовые задачи – например, в течение полугода выплачивать безработным 40% последнего заработка. Национальные структуры будут дополнять эти суммы из своих средств, а по истечении шести месяцев должны перенять необходимые платежи в полном объёме.

По мнению еврокомиссара – дипломированного экономиста из Венгрии, новая концепция будет способствовать экономической стабильности и улучшению стагнирующей рыночной конъюнктуры. «За счёт этого мы создадим своего рода „страховочную сеть“ для поддержки социальных систем отдельных государств ЕС. Все они должны будут перечислять средства в „общий котёл“ и получать оттуда определённую часть денег в зависимости от уровня безработицы в конкретной стране». Источником финансирования страхового фонда станут налоговые отчисления государств еврозоны.

Вопрос о том, в каких именно пропорциях страны будут перечислять деньги в «общий котёл», в интервью, судя по всему, не оговаривался. Вместе с тем Ласло Андор не согласился с утверждением, что за счёт еврострахования безработных выиграют лишь кризисные государства Южной Европы, а финансово крепкие страны, такие как Германия, всегда будут в проигрыше. Еврокомиссар считает, что всё зависит от ситуации, сложившейся в конкретный период времени: «Если бы в начале 90-х годов мы уже имели еврострахование, то от этого выиграла бы и Германия – Европа помогла бы ей за счёт общих средств, и последствия высокой безработицы оказались бы менее драматичными».

В еврозоне уже на протяжении многих лет думают над тем, какие фискальные инструменты нужны, чтобы компенсировать периодические спады конъюнктуры в отдельных странах. Некоторые специалисты рассматривают еврострахование безработных в качестве одного из «автоматических стабилизаторов», которые в идеале должны снижать спрос при экономическом подъёме и повышать его в случае рецессии. Однако дело это пока ещё не решённое, тем более что для реализации такого проекта требуется внести изменения в основные документы Евросоюза, с которыми должны согласиться все страны-участники.

Тем не менее идею европейского страхования усиленно продвигают в Страсбурге заинтересованные государства. По данным Герберта Ройля (Herbert Reul), эксперта по экономическим вопросам и заодно руководителя фракции христианских демократов в Европарламенте, Италия намерена сделать эту концепцию центральной темой своего президентского срока в Совете ЕС. Горячим сторонником проекта является также Франция, которая уже не раз пыталась претворить его в жизнь.

Кстати, специалисты Института по изучению рынка труда и профессий (IAB), входящего в структуру Федерального агентства по труду, подсчитали, что в случае реализации еврострахования безработных на долю Германии пришлась бы почти треть всех платежей в общий фонд. А в результате больше всего выиграли бы Испания и Италия.

Герберт Ройль считает, что нынешняя активность Еврокомиссии – это попытка взвалить на плечи Евросоюза задачи, ему не свойственные. Еврострахование безработных будет означать масштабное перераспределение средств, финансировать которое в значительной степени придётся именно Германии. Путь в «трансферный союз», о котором говорит Ласло Андор, ведёт в никуда. Вместо этого следует проводить в конкретных странах структурные реформы, чтобы повысить их экономическую конкурентоспособность, обеспечить рост ВВП и за счёт создания новых рабочих мест снизить уровень безработицы.

В качестве альтернативы предложенной модели еврострахования может рассматриваться также концепция, предложенная экономистом Дэниэлом Гросом (Daniel Gros) из Центра европейских политических исследований (Center for European Political Studies). Она базируется на опыте США, где за финансирование безработных у себя полностью отвечают конкретные штаты, а федеральный центр помогает лишь в исключительных, по-настоящему кризисных ситуациях. И это не связано с многочисленными денежными трансферами и большими тратами средств.
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
http://www.rg-rb.de/index.php?option=com_rg&task=item&id=14524&Itemid=13


Комментариев нет:

Отправить комментарий