вторник, 3 июля 2012 г.

Треть России превращается в безлюдную пустыню



Земли за Байкалом через пару десятилетий могут лишиться последних жителей

2012-07-03 / Игорь Наумов

экономика, инвестиции, транспорт, население / Премьер Дмитрий Медведев осматривает плоды инвестиций в инфраструктуру Дальнего Востока. Фото РИА Новости/Reuters
Премьер Дмитрий Медведев осматривает плодыинвестиций в инфраструктуру Дальнего Востока.
Фото РИА Новости/Reuters
Вчера премьер Дмитрий Медведев побывал с рабочей поездкой во Владивостоке, где провел заседание Госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Настоящее и будущее территорий обсуждал, по сути дела, президиум правительства – с Медведевым в столицу Приморья прилетели первый вице-премьер Игорь Шувалов и девять федеральных министров, которые пытались найти ответ на вопрос – что ждет территорию, которая вскоре может остаться без населения.
Разговор на совещании начался с малоприятных признаний. Дмитрий Медведев, в частности, констатировал, что государство фактически не занималось развитием Дальнего Востока. И это при том, что Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает более одной трети территории страны. Однако внутренних ресурсов для развития здесь недостаточно.
Медведев на совещании говорил в основном лозунгами: «В полной мере реализовать потенциал Дальнего Востока и Восточной Сибири, максимально интегрировать эти территории в национальное экономическое пространство, создать благоприятные условия для жизни и работы людей». Федеральный бюджет финансирует ряд программ. Например, в рамках ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья за последние пять лет казна выделила более 300 млрд. руб., свыше 110 млрд. руб. будет направлено на эти цели в ближайшие два года.
Также в разделе:
Кредитный рынок страны надувает пузыри
Текущие выплаты заемщиков доходят до 80 процентов их доходов
Туристический рынок впадает в ступор
Забота об отдыхающих обернулась ростом рисков и цен
Европейский бизнес интересуется Россией
Иностранныепредприниматели не испугались Владимира Путина
Задаваться вопросом – достаточно ли этих денег – премьер не стал. Между тем вопрос имеет принципиальное значение. Площадь ДФО – 6,2 млн. кв. км. Получается, за пятилетку госинвестиции в 1 кв. км дальневосточной земли составили менее 50 руб. Сумма, прямо скажем, символическая. Приток госинвестиций начался в 1996 году с принятием соответствующей ФЦП. Несмотря на это, с 1991-го население региона сократилось с 8 млн. до почти 6 млн. человек.
Дефицит трудовых ресурсов превращается в препятствие экономического развития дальневосточных земель, что подтверждает опубликованный вчера рейтинг социально-экономического положения субъектов Федерации, составленный экспертами рейтингового агентства «РИА-Рейтинг». «На распределение регионов по численности занятых большее влияние оказывает общая численность населения, которая в значительной степени обусловлена географическим фактором. В нижней части списка преимущественно расположены малонаселенные дальневосточные и северные субъекты РФ. Численность занятых в экономике менее 100 тысяч человек зафиксирована в Ненецком и Чукотском автономных округах, Еврейской автономной области, Республике Алтай и Магаданской области», – отмечают аналитики.
На совещании во Владивостоке на этот рейтинг выступающие ссылок не делали. Министры предлагали свои рецепты улучшения ситуации. Глава Минтранса Максим Соколов убежден, что развитие Дальнего Востока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей транспортной системы.
Удельный вес транспортной составляющей в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11%, а в среднем по России – около 7%, причем в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области этот показатель превышает 14%, а в Байкальском регионе – около 20%. Здесь находится 28 из 64 российских морских портов.
Министр перечислил главные задачи развития транспортной системы региона: завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети путем усиления Транссиба и БАМа, развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов и портов на Сахалине, восстановление материально-технической базы аэропортовой сети, в том числе инфраструктуры для региональных и межрегиональных авиаперевозок. По его оценке, в ближайшие годы объемы финансирования транспортной отрасли без учета железнодорожного транспорта должны достигнуть почти 900 млрд. руб. Что касается железнодорожного транспорта, то это вопрос отдельный.

Для развития Приморья федеральные властивыделяют немалые средства.
Фото Владимира Захарина
Соколов заявил о необходимости ввестиинвестиционную составляющую в тариф на грузовые железнодорожные перевозки. «В первую очередь сборы от данного вида – от инвестиционной составляющей – мы предлагаем направить на развитие транспортной инфраструктуры железных дорог на Дальнем Востоке, где привлечение частных капиталов проблематично из-за низкой окупаемости проектов», – пояснил Соколов.
Независимые эксперты напоминают, чтопроблемы Дальневосточного региона можно назвать застарелыми. Пожалуй, только в начале ХХ века переселенцы из европейской части России в поисках лучшей доли самостоятельно отправлялись осваивать новые земли. В советские годы упор делался на энтузиазм молодежи и гигантские проекты вроде строительства БАМа. В современной России нет ни материальных стимулов для переезда на Восток, ни энтузиазма молодежи – говорит старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий. По его мнению, программы экономического развития территорий не принесут желаемого эффекта, если не будут гармонизированы с общефедеральными планами технического перевооружения промышленности, развития агропрома, транспорта и т.п.
«Дальний Восток – потенциально очень привлекательный регион для инвестиций. Минерально-сырьевые ресурсы, транзит, логистика, туризм, энергетика – инвесторы с удовольствием вложили бы в эти отрасли миллиарды. Но, увы, не вкладывают. Для того чтобы все эти направления заработали, необходимо устранить главное слабое звено – неразвитую транспортную инфраструктуру региона», – отметил президент ассоциации строителей Хабаровского края Федор Глушков. Он считает, что отсутствие в регионе современных транспортных коридоров не только усложняет логистику, но и отпугивает потенциальных инвесторов. Источником средств для будущих инвестиций в развитие региона могут стать завершенные локальные бизнес-проекты, которые смогут реализовать частные инвесторы.
«Дальний Восток обладает огромным потенциалом, в частности, для развития альтернативной энергетики – например, для Камчатки. Ресурсные возможности для строительства приливных электростанций очевидны: уровень воды в Охотском море во время прилива поднимается на 16 метров. Есть отработанные технологии строительства. Сегодня активный интерес к развитию приливной энергетики на Камчатке проявляют южно-корейские инвесторы», – приводит пример член Совета Федерации Валерий Пономарев.
Различия регионов Дальнего Востока по экономическим показателям

Производство* на душу населения, тыс. руб.Инвестиции на душу населения, тыс. руб.Отношение** дефицита (–) / профицита (+) к собственным доходам, в %Уровень безработицы, в %
Чукотка919,3177,768,495,4
Якутия505,8173,426,258,8
Магаданская область496,5121,526,364,5
Камчатка284,6105,466,516,3
Хабаровский край256131,572,126,8
Амурская область221,8149,35–12,366,1
Приморье214,3142,612,438,1
Еврейская автономная область166,6151,84–20,118,8
Россия в среднем375,499,8–4,57,8
* Производство товаров и услуг; ** Отношение дефицита (–) или профицита (+) к собственным доходам бюджета. Источник: РИА Новостиhttp://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcodehttp://www.ng.ru/economics/2012-07-03/1_desert.html 

Подробнее:http://www.ng.ru/economics/2012-07-03/1_desert.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий