понедельник, 2 июля 2012 г.

ПОЧЕМУ С. КУРГИНЯН ПРОТИВОСТОИТ ОБЩЕСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ В ДЕТСКИХ ИНТЕРНАТАХ?


Все блоги
Версия для печати
Светлана Мамоновачлен союза журналистов СПб, GR-директор благотв. орг-ции «Перспективы»


02 июля 2012, 16:39
На днях наш коллега, председатель Правления РОО «Право ребенка», член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер сообщил о том, что Государственная Дума РФ отложила на осень рассмотрение во втором чтении долгожданного законопроекта № 3138-6 ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Поводом к такому странному, с нашей точки зрения, решению послужило обращение к Сергею Нарышкину лидеров движения «Суть времени», возглавляемого политологом Сергеем Кургиняном.

По некоторым данным 18 июня председателю Государственной Думы было передано обращение с 60 тысячами подписями, собранными в 97 российских городах, с требованием снять с рассмотрения девять законодательных инициатив (в том числе и об общественном контроле), которые, по мнению активистов, «по своей сути, все являются, ювенальными, т.е. уничтожающими институт родительства».

Ряд законопроектов, возможно и являются спорными с точки зрения пагубности ювенальной юстиции, но закон «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направлен на детей, находящихся в сиротских учреждениях и никак не затрагивает интересы семьи.

Сегодня интернатные учреждения наглухо закрыты для общественности решетками и контрольно-пропускными пунктами. То, что творится в жилых корпусах этих заведений остается тайной для внешнего мира. Особенно тяжелая ситуация сегодня складывается с интернатами для детей с нарушениями в умственном развитии. Дети, лишенные прав на нормальную жизнь, выхода во внешнее пространство, образования являются запертыми в своих перенаселенных группах, не имея шанса ни на какие перемены к лучшему. Доступ в такие психоневрологические учреждения сравним с допуском в военную часть-то же КПП и единоличное решение администрации, пропускать или нет.

Как в таких условиях узнать каково ребенку в детском доме? Как его кормят? Не нарушены ли его права? Оказывает ли ему необходимые услуги администрация учреждения? Как?

Конечно, сегодня в крупных городах в интернатах для умственно отсталых начинает развиваться волонтерство. Хотя вся советская система интернатов строилась на том, чтобы как можно дальше от остального мира убрать таких детей, потому интернаты строились в местах отчуждения, вдалеке от городской инфраструктуры.

Такое обстоятельство сильно ограничивает волонтеров, но тем ни менее в ряде регионов уже сформированы свои довольно сильные волонтерские команды.

Однако, даже при благостном соседстве с администрацией интернатов, как только волонтеры начинают фиксировать нарушения в отношении детей, администрация перекрывает кислород и вправе выгнать добровольных помощников на улицу.

Получается, существует своего рода договор: добровольцы работают в интернате, ухаживает за детьми, привлекают спонсорские средства и закрывают глаза на все проблемы, которые видят в учреждении.

Позицию администрации интернатов даже можно понять. Когда нет никаких ограничений и законодательно закрепленной обязанности впускать в свои учреждения общественность, а есть право выгнать любого постороннего из своих стен, то глупо не воспользоваться неограниченной властью.

Новый законопроект «Об общественном контроле» как раз устанавливает такие обязанности и направлен исключительно на защиту прав детей, изолированных от социума и лишенных заботы родителей.

Наша организация «Перспективы» более 10 лет работает в Павловском доме-интернате для детей с отклонением в умственном развитии. На протяжении многих лет, наши волонтеры занимались развитием детей, уходом и вполне мирно сосуществовали с администрацией интерната. И вдруг однажды, наши волонтеры зафиксировали серьезные нарушения в отношении проживающих в интернате детишек, тут же директор дома-интерната под любым предлогом попыталась выгнать наших сотрудников и волонтеров из заведения.

Возможно, изгнание прошло бы успешно, но случайно по инициативе посторонних людей в интернет попали фотографии истощенного мальчика Ильи, привезенного из Павловского интерната в больницу Петербурга. Эти снимки потрясли видавших виды. Именно после участия общественности к этой проблеме подключился Павел Астахов. Илюшу удалось спасти, директора детского дома перевели на другую работу, а нас — общественников оставили работать в интернате. Но все могло случиться иначе...

Только благодаря вмешательству общественных организаций и после многочисленных обращений «Перспектив» к правительству Петербурга и уполномоченным по правам различных уровней у сотен петербургских детей-инвалидов, проживающих в интернатах, появилась возможность отправиться в школу. До этого их не обучали.

Это маленький пример того, как важен общественный контроль в интернатах. А сколько по России закрытых интернатов куда не ступала нога общественников? Что творится за их стенами? Знают ли эти ребята, что такое школа? Как часто они попадают в общественные места, да и вообще выходят из здания?

Возможно, господин Кургинян не знает, что интернат, рассчитанный на 100-500 человек, не эквивалент семьи, а понятие «директор и администрация детского дома» не идентично понятию родителей.

Своим выступлением против законопроекта «Об общественном контроле» активисты «Сути времени» защищают не детей, а лишь администрацию интернатов.

Но в чем? В возможности нарушать права беспомощных и бесправных детей.

Для нас всех остается вопросом, как могли 60 000 человек, протестующих против установления ювенальной юстиции в стране, подписаться и против законопроекта «Об общественном контроле в сиротских учреждениях».

Может они были введены в заблуждение опытными политтехнологами страны?

Мы надеемся, что все же осенью во втором чтении Госдума примет этот законопроект и общественность получит возможность видеть жизнь закрытых интернатов изнутри. http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий