вторник, 23 мая 2017 г.

Кто такие «глобальные связные»?

22/05/2017

Слушать / Загрузить



Основатель организации «Глобальный компас» Жан-Кристоф Ба. Фото ООН

Америка – для американцев. … Европа для европейцев… ну, и так далее… Даже если эти лозунги не звучат напрямую, то они вполне различимы в призывах защитить собственное население от мигрантов, от иностранных корпораций и организаций. Эксперты считают, что подъем национализма и популизма по всему миру – это оборотная сторона глобализации. Резкий рост неравенства, коррупция, власть элиты, пренебрегающей интересами граждан – все это реальные явления. И политики-популисты умело манипулируют настроениями людей. Основатель организации «Глобальный компас» Жан-Кристоф Ба считает, что большую роль в противодействии этим тенденциям могут сыграть так называемые «глобальные связные». О том, кто это такие, как избежать глобальной гражданской войны и почему соцсети стали оружием популистов, Жан-Кристоф Ба рассказал Елене Вапничной во время бакинского форума по вопросам межкультурного диалога.

******

«У людей растет страх того, что они не имеют никакого права голоса, что они совершенно бесправны. Они живут с убеждением, что глобализация им ничего не дала, зато от нее выиграли другие. То есть каждый считает себя «проигравшим», но убежден, что кто-то другой «выигрывает». Тут явно что-то не так».

Жан-Кристоф Ба – политолог, исследователь , основатель и руководитель организации «Глобальный компас» – давно и глубоко занимается вопросами культурного разнообразия, диалога, свободы прессы. Он убежден, что мир сегодня переживает серьезную трансформацию:

«Очень долго – последние лет двадцать – мы жили в страхе, ожидая столкновения цивилизаций. Эта угроза постепенно отошла, но возник страх некой глобальной гражданской войны. Во всех частях мира зреет гнев и возмущение, направленные против элит, против истэблишмента, против правительств – того, что мы во Франции называем «le system» – «система». И на это нужно обратить внимание. Мне кажется, мы находимся в стадии глубокой трансформации».

Еще одна революция происходит в области распространения и потребления информации. Оказалось, что социальные сети стали просто подарком для ксенофобов, националистов и популистов. Там можно вбросить любое обвинение, оскорбление, любую ложь, не утруждаясь ее обоснованием. И фальшивка «пойдет по миру», вводя в заблуждение тысячи пользователей. Жан-Кристоф Ба считает, что это очень серьезная проблема:

«В Твиттере, например, гораздо легче объявить кого-то идиотом или негодяем, чем опровергнуть эти заявления на основе фактов. И популисты очень умело используют социальные сети: краткий формат позволяет им высказывать критические, злобные и упрощенные идеи, в то время, как опровергнуть их на основе фактов в пределах 140 знаков невозможно. И это очень серьезная проблема, ведь социальные сети никуда не денутся, и пока они играют на руку популистам».

Те политики, которые обещают защищать национальные интересы, утверждают, что они «выражают волю народа». Возникает вопрос: ну, а почему страна не имеет права заботиться о собственных интересах, не отдавать рабочие места иностранцам, не идти на поводу у «сильных мира сего»? Жан-Кристоф ссылается на недавнюю статью всемирно известного экономиста Джозефа Стиглица, который утверждает, что «вариться в собственном соку» в сегодняшнем мире значит подставить подн6ожку самим себе:

«Сегодня существует конфликт между теми, кто открыт миру и теми, кто замыкается на себе. И в каком-то смысле во многих странах это стало новым водоразделом, по одну сторону которого – готовность воспользоваться теми возможностями, которые дает открытость, а по другую – желание следовать устоявшимся традициям. И Стиглиц, лауреат Нобелевской премии в области экономики, говорит, что базовый принцип гласит: достичь роста и процветания можно только на основе открытости. Необходимо создавать открытое общество, но и сделать так, чтобы процветание коснулось всех. А для этого необходимо изменить существующую экономическую модель, когда кто-то чувствует себя "победителем", а кто-то – "проигравшим"».

Ссылаясь на Стиглица, Жан-Кристоф добавляет: для того, чтобы общество было открытым, нужно изменить менталитет людей. И в «Глобальном компасе» решили найти сторонников из числа известных людей и корпораций.

«Здесь большую роль могут сыграть те, кого я называю «глобальными связными»: авиакомпании, туристическая индустрия и другие компании, у которых есть прямая связь и доверительные отношения миллионами, миллиардами людей. Это дает им возможность в каком-то смысле просвещать своих клиентов, разумеется, в неформальной форме. И такие примеры есть. У «Амазон», например, есть прекрасный рекламный ролик, где священник и имам обменивают подарками. Или реклама Airbnb на чемпионате американского футбола, где показано многокультурное общество. И таким образом эти компании могут оказать колоссальное влияние на образ мыслей людей».

Жан-Кристоф напоминает, что за долгие годы работы во Всемирном банке, в ООН, а теперь и в «Глобальном компасе», он много поездил по миру, познакомился с самыми разными людьми – и убедился в том, что никто не хочет враждовать. Жители разных стран, по сути, хотят одного: иметь хорошую работу, семью, дом, крепкое здоровье… Так почему же они так часто оказываются по «разные стороны баррикад» и как эти «баррикады» убрать?

«Этот опыт помог мне понять одну вещь: никто не может претендовать на то, что только он обладает правдой. И если мы хотим заключить хоть какой-то социальный контракт, мы должны взаимодействовать с теми, чьи взгляды отличаются от наших. Единственный путь – собрать всех, кто придерживает даже противоположных взглядов, «под одной крышей» и попытаться найти «общий знаменатель». Только так мы сможем избежать так называемой «глобальной войны», о которой я говорил раньше».

http://www.unmultimedia.org/radio/russian/archives/248311/#.WSOX7_nyhH0
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий