Генсек ОБСЕ Ламберто Заньер о том, почему Европе не нужны новые структуры безопасности
26.04.2016
В Москву сегодня прибывает генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ЛАМБЕРТО ЗАНЬЕР. В статье, написанной специально для "Ъ", он поясняет, чего удалось достичь ОБСЕ в разгар конфликта вокруг Украины, почему Европе не нужна новая архитектура безопасности и как "вдохнуть новую жизнь" в видение общего будущего.
В течение последних двух лет ряд ученых, дипломатов, журналистов и политических лидеров неоднократно рассуждали о новой холодной войне. И это неизбежно привело к предположению, что нам необходима новая архитектура безопасности в Европе. Но высказывания о том, что мы наблюдаем возврат к временам холодной войны, и вытекающий отсюда вывод, что нынешняя архитектура безопасности уже не работает, вызывают у меня сомнения.
Действительно, в настоящее время мы переживаем в Европе особенно трудные времена. Разные представления об основополагающих принципах безопасности и их различные толкования могут подорвать нашу способность находить общие подходы. Однако многосторонние региональные организации, такие как ОБСЕ, могут предложить эффективные ответы на многие существующие и возникающие вызовы безопасности, если их члены преодолеют свои разногласия. Это не столько вопрос о том, как работает система безопасности, сколько главным образом о том, как мы ее используем.
реклама
Сегодняшний мир принципиально отличается от времен холодной войны. Мы живем в многополярном, все более сложном мире, в котором гораздо больше игроков, включая негосударственные движения и группы, которые пытаются воспользоваться существующими между нами разногласиями. Мы сталкиваемся с растущим числом вызовов безопасности, характер которых изменяется. Все более очевидной становится наша уязвимость перед лицом трансграничных угроз, таких как изменение климата, транснациональная организованная преступность и распространение региональных конфликтов. Ни одна отдельная страна или регион не в состоянии эффективно противостоять этим вызовам. Мы должны искать решения на глобальном уровне.
Возрождение геополитики и более конфронтационной обстановки, в которой мы находимся, усугубляется новыми вызовами, такими как терроризм или гибридные войны, включая кибервойны, которые трудно определить, не говоря уже о том, чтобы им противостоять. В то же время особую тревогу вызывает разрушительное действие сеющей рознь популистской и националистической риторики. Такая риторика вызывает в наших обществах раскол, способный привести к насилию.
Кризис на Украине и вокруг нее — лишь одно из последних проявлений более глубокого недуга, который назревал в течение некоторого времени. Несмотря на все наши достижения в таких ключевых областях европейской безопасности, как контроль над вооружениями, меры укрепления доверия, предотвращение кризисов и разрешение конфликтов, нам не удалось обеспечить безусловное соблюдение принципов, установленных 40 лет назад для того, чтобы регулировать наши взаимоотношения и создать если не подлинное сообщество безопасности, то хотя бы видение общего пространства безопасности в регионе ОБСЕ. Политические воззрения, культуры и интересы вновь выглядят взаимоисключающими.
Но сложность нынешней ситуации не должна нас останавливать.
Посмотрите, чего удалось достичь ОБСЕ даже в разгар повышения напряженности. Реагируя на кризис на Украине и вокруг нее, наши государства-участники смогли прийти к консенсусу, чтобы санкционировать развертывание специальной мониторинговой миссии. Задачи, возложенные на ОБСЕ в рамках минских соглашений, свидетельствуют о дееспособности, авторитете и непреходящей значимости организации. Наблюдатели ОБСЕ на местах предпринимают шаги по деэскалации конфликта, в то время как работа трехсторонней контактной группы, действующей при содействии ОБСЕ, направлена на поиск устойчивого политического решения.
ОБСЕ занимается наведением мостов и служит всеобъемлющей платформой для совместных действий. Нам необходимо активизировать политический диалог между государствами-участниками и работать над восстановлением взаимного доверия. При этом необходимо принимать во внимание, что всеобъемлющий инструментарий ОБСЕ и ее устойчивая репутация беспристрастного наблюдателя и нейтрального посредника наряду с ее открытостью и гибкостью являются ключевыми сравнительными преимуществами, как это вновь явно продемонстрировали наши действия в ответ на кризис на Украине и вокруг нее.
Еще одно явное преимущество ОБСЕ — ее всеобъемлющий подход к безопасности. Организация известна своим самым совершенным в мире режимом контроля над вооружениями и методологией наблюдения за выборами, ставшей мировым эталоном. Она способна оперативно реагировать на новые и возникающие угрозы безопасности, что часто ставит нас в авангарде событий. Всего лишь несколько недель назад наши государства-участники договорились о новых мерах укрепления доверия с целью повышения кибербезопасности, в результате чего ОБСЕ опережает в этой области другие организации. Это вселяет оптимизм и, я надеюсь, послужит хорошим предвестником будущего сотрудничества в области безопасности в регионе ОБСЕ.
Я убежден, что нам в Европе не нужны новые структуры или форматы безопасности. Что нам действительно необходимо — так это вернуться к основам и вдохнуть новую жизнь в единое представление о том, что, независимо от глубины наших кажущихся разногласий, мы намного больше выиграем, если нам удастся обеспечить, чтобы все наши взгляды были изложены в конструктивном ключе за одним и тем же столом.
И хотя на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в видение общего будущего, потребуются время и упорство, европейская безопасность является и должна оставаться общим проектом. Мы знаем, что возврат к игре по принципу "кто кого" никому не принесет ничего хорошего. Вместо того чтобы обвинять друг друга, государства--участники ОБСЕ должны использовать организацию так, как это изначально задумывалось,— как открытую нормативную площадку для диалога на пути продвижения вперед к более безопасному будущему для всех нас.
http://www.kommersant.ru/doc/2973460
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
В Москву сегодня прибывает генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ЛАМБЕРТО ЗАНЬЕР. В статье, написанной специально для "Ъ", он поясняет, чего удалось достичь ОБСЕ в разгар конфликта вокруг Украины, почему Европе не нужна новая архитектура безопасности и как "вдохнуть новую жизнь" в видение общего будущего.
В течение последних двух лет ряд ученых, дипломатов, журналистов и политических лидеров неоднократно рассуждали о новой холодной войне. И это неизбежно привело к предположению, что нам необходима новая архитектура безопасности в Европе. Но высказывания о том, что мы наблюдаем возврат к временам холодной войны, и вытекающий отсюда вывод, что нынешняя архитектура безопасности уже не работает, вызывают у меня сомнения.
Действительно, в настоящее время мы переживаем в Европе особенно трудные времена. Разные представления об основополагающих принципах безопасности и их различные толкования могут подорвать нашу способность находить общие подходы. Однако многосторонние региональные организации, такие как ОБСЕ, могут предложить эффективные ответы на многие существующие и возникающие вызовы безопасности, если их члены преодолеют свои разногласия. Это не столько вопрос о том, как работает система безопасности, сколько главным образом о том, как мы ее используем.
реклама
Сегодняшний мир принципиально отличается от времен холодной войны. Мы живем в многополярном, все более сложном мире, в котором гораздо больше игроков, включая негосударственные движения и группы, которые пытаются воспользоваться существующими между нами разногласиями. Мы сталкиваемся с растущим числом вызовов безопасности, характер которых изменяется. Все более очевидной становится наша уязвимость перед лицом трансграничных угроз, таких как изменение климата, транснациональная организованная преступность и распространение региональных конфликтов. Ни одна отдельная страна или регион не в состоянии эффективно противостоять этим вызовам. Мы должны искать решения на глобальном уровне.
Возрождение геополитики и более конфронтационной обстановки, в которой мы находимся, усугубляется новыми вызовами, такими как терроризм или гибридные войны, включая кибервойны, которые трудно определить, не говоря уже о том, чтобы им противостоять. В то же время особую тревогу вызывает разрушительное действие сеющей рознь популистской и националистической риторики. Такая риторика вызывает в наших обществах раскол, способный привести к насилию.
Кризис на Украине и вокруг нее — лишь одно из последних проявлений более глубокого недуга, который назревал в течение некоторого времени. Несмотря на все наши достижения в таких ключевых областях европейской безопасности, как контроль над вооружениями, меры укрепления доверия, предотвращение кризисов и разрешение конфликтов, нам не удалось обеспечить безусловное соблюдение принципов, установленных 40 лет назад для того, чтобы регулировать наши взаимоотношения и создать если не подлинное сообщество безопасности, то хотя бы видение общего пространства безопасности в регионе ОБСЕ. Политические воззрения, культуры и интересы вновь выглядят взаимоисключающими.
Но сложность нынешней ситуации не должна нас останавливать.
Посмотрите, чего удалось достичь ОБСЕ даже в разгар повышения напряженности. Реагируя на кризис на Украине и вокруг нее, наши государства-участники смогли прийти к консенсусу, чтобы санкционировать развертывание специальной мониторинговой миссии. Задачи, возложенные на ОБСЕ в рамках минских соглашений, свидетельствуют о дееспособности, авторитете и непреходящей значимости организации. Наблюдатели ОБСЕ на местах предпринимают шаги по деэскалации конфликта, в то время как работа трехсторонней контактной группы, действующей при содействии ОБСЕ, направлена на поиск устойчивого политического решения.
ОБСЕ занимается наведением мостов и служит всеобъемлющей платформой для совместных действий. Нам необходимо активизировать политический диалог между государствами-участниками и работать над восстановлением взаимного доверия. При этом необходимо принимать во внимание, что всеобъемлющий инструментарий ОБСЕ и ее устойчивая репутация беспристрастного наблюдателя и нейтрального посредника наряду с ее открытостью и гибкостью являются ключевыми сравнительными преимуществами, как это вновь явно продемонстрировали наши действия в ответ на кризис на Украине и вокруг нее.
Еще одно явное преимущество ОБСЕ — ее всеобъемлющий подход к безопасности. Организация известна своим самым совершенным в мире режимом контроля над вооружениями и методологией наблюдения за выборами, ставшей мировым эталоном. Она способна оперативно реагировать на новые и возникающие угрозы безопасности, что часто ставит нас в авангарде событий. Всего лишь несколько недель назад наши государства-участники договорились о новых мерах укрепления доверия с целью повышения кибербезопасности, в результате чего ОБСЕ опережает в этой области другие организации. Это вселяет оптимизм и, я надеюсь, послужит хорошим предвестником будущего сотрудничества в области безопасности в регионе ОБСЕ.
Я убежден, что нам в Европе не нужны новые структуры или форматы безопасности. Что нам действительно необходимо — так это вернуться к основам и вдохнуть новую жизнь в единое представление о том, что, независимо от глубины наших кажущихся разногласий, мы намного больше выиграем, если нам удастся обеспечить, чтобы все наши взгляды были изложены в конструктивном ключе за одним и тем же столом.
И хотя на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в видение общего будущего, потребуются время и упорство, европейская безопасность является и должна оставаться общим проектом. Мы знаем, что возврат к игре по принципу "кто кого" никому не принесет ничего хорошего. Вместо того чтобы обвинять друг друга, государства--участники ОБСЕ должны использовать организацию так, как это изначально задумывалось,— как открытую нормативную площадку для диалога на пути продвижения вперед к более безопасному будущему для всех нас.
http://www.kommersant.ru/doc/2973460
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode
Комментариев нет:
Отправить комментарий