понедельник, 23 сентября 2013 г.

«Афганская проблема»: К вопросу о корректности термина






Опубликовано: 23.09.2013 00:05ь

Автор: Фахим САБИР



Фахим Сабир, афганский журналист, Кабул.

Угрозы терроризма и наркотрафика, являющиеся серьёзным источником дестабилизации обстановки в Центральной Азии и прилегающих к данному региону государствах, нередко характеризуются средствами массовой информации как «афганская проблема». Однако подход, лежащий в основе использования данного термина, ведёт за собой стратегически ошибочное видение способов противодействия данным угрозам.

Безусловно, Афганистан является страной, в наибольшей степени страдающей от данных проблем. Тем не менее, чтобы объективно оценить их опасность и разработать комплексную стратегию их решения, не следует рассматривать ИРА, в том числе и местные антиправительственные объединения, в качестве единственного источника угроз.

К сожалению, нынешнее присутствие Международных сил содействия безопасности в Афганистане побуждает многих считать, что ответственность за решение проблем терроризма и нелегального наркотрафика полностью лежит на иностранных войсках. Данный подход не учитывает ни вывода войск из ИРА, ни процесса передачи ответственности за безопасность афганским силам. Кроме того, без внимания оставлена неэффективность миссии НАТО, за десятилетие военного присутствия не выполнившей мандат ООН, а также проблема активности экстремистских и наркогруппировок в других странах региона.

На неправильность подхода к угрозам терроризма и наркотрафика как к исключительно «афганской проблеме» было указано в том числе и президентом Афганистана Хамидом Карзаем. В ходе 13-го саммита ШОС, прошедшего в Бишкеке, глава государства сделал ряд важных заявлений, обойдённых вниманием российской прессы. В их число вошло значимое утверждение, касающееся роли и перспектив деятельности западной военной коалиции в регионе. В частности, Хамид Карзай отметил, что от Международных сил содействия безопасности и НАТО не следует ожидать решения проблемы терроризма в Центральной Азии.

Очевидно, что вооруженный экстремизм является продуктом политики ряда стран региона, и противодействие ему может быть успешным только в случае регионального сотрудничества на данном направлении. Однако задача конструктивной региональной интеграции, призванной совместными усилиями обеспечивать безопасность и вести борьбу с вооруженным экстремизмом, до сих пор не выполнена. Между тем «Талибан», Исламское движение Узбекистана (ИДУ), уйгурские сепаратисты и другие экстремистские группы продолжают активно действовать в регионе, лишая страны Центральной Азии многих возможностей достижения экономического прогресса и торгового развития.

Тот факт, что страны региона до сих пор не взяли инициативу действий в свои руки посредством формирования системы сотрудничества в области безопасности и обуздания деятельности вооруженных экстремистских групп, до сих пор не произошло, связан в том числе и с тем, что некоторые государства используют экстремистские группировки в качестве инструмента для оказания давления на своих конкурентов в регионе. К примеру, организация ИДУ, ранее обладавшая собственными базами и центрами под прикрытием власти талибов, в настоящее время действует в конкретных географических условиях Пакистана.

Данная группировка также пользуется поддержкой со стороны определенных кругов в странах Персидского залива. Главари ИДУ вынашивают планы расширения своего влияния в сельских районах на севере Афганистана и причастны к большинству террористических атак и беспорядков, происходящих в этой части страны.

Нет сомнения в том, что присутствие узбекских боевиков в пакистанских племенных областях не обходится без их связи с городами. Поскольку отряды Исламского движения Узбекистана не получают обеспечения воздушным путем, для пополнения запасов им необходима мощная сеть поддержки в пакистанских городах. Наличие этой сети подтверждается тем, что боевики с достаточным для них удобством осуществляют свою деятельность в племенных областях страны. Имеются также документы и сообщения, свидетельствующие о том, что официальные структуры и органы Пакистана при поддержке некоторых кругов в Саудовской Аравии уже предпринимали попытки проникновения в Среднюю Азию при помощи Исламского движения Узбекистана.

Стоит отметить, что дестабилизация обстановки в племенных областях, обусловленная присутствием «Талибана» и ИДУ, создает благоприятную среду для организованной деятельности уйгурских сепаратистов. Тем не менее, Китай никогда не оказывал влияние на Пакистан с тем, чтобы тот всерьез воспрепятствовал деятельности вооруженных экстремистских групп.

То, что Пакистан не подвергается давлению со стороны как Китая, так и еще даже не сформированного регионального объединения, приводит к тому, что угрозы безопасности, распространяющиеся и на другие страны Центральной Азии, препятствуют развитию торговли, расширению экономического сотрудничества в целом и другим видам региональной интеграции.

Одной из серьёзных проблем, возникающих в связи с отсутствием региональной интеграции, также является неспособность стран Центральной Азии вести эффективную борьбу с наркотиками. Следует подчеркнуть, что не только контрабанда, но и производство наркотиков не является исключительно афганской проблемой: в частности, химические вещества, используемые при изготовлении героина, ввозятся в Афганистан через соседние страны. Кроме того, наркомафия занимается контрабандой наркотиков, используя большое влияние, которым она обладает в регионе.

Для борьбы с этим явлением необходимо, чтобы региональные государства выработали совместную стратегическую антинаркотическую программу и согласованно реализовывали ее путем осуществления искреннего сотрудничества.

К настоящему времени в мировой истории наступил момент, когда несовременность понятия «афганская проблема» стало очевидным для каждого, кто ознакомлен с контекстом ситуации в Центральной Азии. Пришло время признать, что угрозы, ассоциирующиеся у обывателей с Афганистаном, в действительности относятся к региональному и мировому уровню. Данные проблемы невозможно решить как усилиями одного государства, так и путём внешнего воздействия. Страны региона должны знать, что если они сами не проявят инициативы, никто другой не примет мер для того, чтобы придти к ним на помощь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.




http://www.afghanistan.ru/doc/64435.html




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий