суббота, 22 июня 2013 г.

Будет ли способствовать установлению мира открытие представительства «Талибана» в Катаре?






Опубликовано: 21.06.2013 00:36Печать


Автор: Асар ХАКИМИ



Об авторе: Асар Хакими, журналист в Кабуле – специально для «Афганистан.Ру».

Открытие официального представительства «Талибана» в Катаре форсировало обсужденио мирных переговоров с этой группировкой. 18 июня президент США Барак Обама и президент Афганистана Хамид Карзай назвали открытие офиса «Талибана» в Катаре важным и позитивным шагом на пути к тому, чтобы склонить талибов сесть за стол переговоров и добиться мира в Афганистане. Пакистан также поддержал открытие представительства талибов. Однако прогремевший два дня назад в Кабуле взрыв, в результате которого были убиты и ранены 33 человека, а также ракетная атака на военную базу в Баграме, унесшая жизни четверых американских военнослужащих, показывают, что Катар не является площадкой, с которой можно было бы начать процесс достижения мира с талибами. Все, чего можно добиться созданием данного офиса, – это предоставить движению «Талибан» еще большие возможности для предъявления требований, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать свою силу, а с другой – через создание официального представительства в одной стране развивать свои отношения со всем миром, как это и было сказано представителем «Талибана» в Катаре Мохаммадом Наимом.

Открытие представительства «Талибана» вызвало беспокойство среди политиков и жителей Афганистана. Афганские политики и общественные деятели всерьез обеспокоены повторным усилением талибов и опасностью уничтожения достижений последнего десятилетия в Афганистане, к которым относятся гражданские свободы, свобода слова и права женщин.

«Талибан», находящийся сегодня в Катаре, не позиционируется в качестве одной из участвующих в войне сторон. Эта группировка, вооружившись белым флагом и эмблемой исламского эмирата, ясно дала понять, что она не признает государственный строй Афганистана. Представитель талибов назвал Афганистан оккупированной территорией и заявил, что «Талибан» ведет борьбу за прекращение оккупации. Представители талибов в Катаре, которые, как говорят, были лично выбраны лидером группировки Муллой Омаром, в открытую ведут речь о суверенитете «Талибана».

Стоит отметить, что во времена правления «Талибана» на территориях, где они осуществляли свое господство, так и за последнее десятилетие, в умах народа Афганистана сложилось представление о талибах как о группировке, которая жестко выступает против прав человека, прав женщин, прав религиозных меньшинств и не стесняется убивать гражданское население.

Деспотичное правление талибов на севере и в центре Афганистана, убийства женщин и детей по приговору полевых судов, фанатизм, проявленный ими в отношении религиозных меньшинств, осуществление террористических актов, участие в деятельности «Аль-Каиды» и других террористических группировок характеризуют эту организацию как наиболее непримиримую оппозиционную группировку, которая упорствует в достижении своих целей.

С другой стороны, талибы не только не отказались от осуществления своей антиправительственной деятельности, но, по словам представителя «Талибана» в Катаре Ахмад Сахиля Шахина, считают террор следствием влияния и силы, которыми «Талибан» обладает в различных районах Афганистана.

Именно этим обусловлено беспокойство политических и общественных групп в отношении создания официального представительства «Талибана» в Катаре. Политики и общественные деятели в области защиты прав женщин и гражданского общества уверены в том, что талибам, которые распространяют и пропагандируют жестокость и теракты с участием самоубийц, в конце концов, удалось с помощью самоидентификации и создания своей символики (флага и названия «Исламский эмират Афганистан») придать боевой дух своим бойцам внутри Афганистана, а также за его пределами, и заставить их с оптимизмом верить в перспективу победы над правительством Афганистана. Таким образом, присутствие «Талибана» в Катаре можно расценивать в качестве своего рода официального признания этой организации.

До этого объявление о графике вывода иностранных войск из Афганистана отозвалось в умах афганского народа как своего рода признание усиления талибов и отсутствия результатов в войне против этой группировки. В реальности, объявление графика вывода иностранного контингента привело к снижению инвестиций, падению цен на недвижимость и землю в Афганистане и, тем самым, создало условия для усиления пропаганды со стороны лидеров «Талибана».

С другой стороны, программа Хамида Карзая, направленная на примирение с талибами, не принесла никаких ощутимых результатов, кроме освобождения из-под стражи функционеров этой группировки и колоссальных денежных затрат. Тщетные усилия правительства Афганистана, направленные на достижение мира, сопровождавшиеся постоянными атаками талибов, на самом деле, привели к еще более жадному стремлению «Талибана» к захвату власти.

Правительство Афганистана, создав различные органы, призванные обеспечить мир, например такие, как Комиссия мира и единства, Джирга мира и Высший совет мира, выпустило на свободу сотни бойцов-талибов и некоторых лидеров этой организации, которые через некоторое время влились в ряды Талибан и присоединились к боевикам, воюющим на передней линии фронта.

Усилия афганского правительства по примирению с талибами привели к убийству председателя Высшего совета мира Бурхануддина Раббани и ранению руководителя Управления национальной безопасности Асадуллы Халида. По этой причине мирный план правительства Карзая в отношении талибов имеет так много противников в Афганистане. Руководители моджахедов и антиталибского сопротивления в большинстве своем уверены, что «Талибан» никогда не будет готов к миру и всегда будет искать удобный момент для того, чтобы атаковать и одну за другой убирать со своего пути силы, препятствующие его приходу к власти.

Последний инцидент, а именно, нападение на одного из лидеров антиталибской коалиции Мохаммада Мохаккика, случившееся в день открытия представительства Талибан в Катаре, ясно дает понять, что талибы при любой возможности готовы прибегнуть к самым жестоким методам для устранения своих противников.

За последние годы талибами были убиты более десяти лидеров антиталибского сопротивления, включая Бурхануддина Раббани, генерала Дауд Дауда и других. Действия Карзая, направленные на прекращение войны с «Талибаном», и его призывы к братскому взаимодействию, с одной стороны, привели к усилению жестокости талибов в отношении народа и убийству лидеров антиталибской оппозиции, а с другой – продемонстрировали, что процесс примирения правительства с талибами является дестабилизирующим фактором, а само примирение в принципе недостижимо.

Некоторые политические партии и ряд гражданских организаций неоднократно обвиняли внутриправительственные группы в пособничестве талибам в осуществлении ими терактов против деятелей антиталибского фронта. Они считают, что план Карзая по примирению с «Талибаном» направлен на подавление политической оппозиции.

«Талибан», Конституция и достижения последнего десятилетия

Несмотря на все это, правительство Афганистана и мировое сообщество постоянно подчеркивают, что ради достижения мира талибы должны отказаться от применения насилия и в качестве основы для мирного развития ситуации согласиться с афганской Конституцией и достижениями последнего десятилетия (речь идет о правах женщин, свободе слова и гражданских свободах). Кроме того, одним из условий, предъявляемых США к талибам, является разрыв их отношений с «Аль-Каидой».

Тем не менее, сколько бы личности, выдвинутые из рядов «Талибана», ни хотели продемонстрировать, что нынешние члены этой организации больше не являются теми талибами, которыми они были в 90-е годы – годы расцвета «Талибана», в целом в политике этой группировки наблюдается мало изменений. Несколько дней назад Мутассим Ага Джан, являющийся одним из приближенных Муллы Омара и видным деятелем этой группировки, заявил, что «Талибан» больше не стремится к созданию исламского эмирата и будет осуществлять свою политическую деятельность в рамках Конституции. Такие же слова можно было неоднократно слышать из уст Муллы Абдул Салама Заифа и Вакиля Мотавакиля – посла и министра правительства «Талибана».

Однако все эти заявления мало согласуются с реальными действиями талибов на подвластных им территориях. В тех регионах, которые находятся под их правлением, талибы сжигают школы, убивают школьников и студентов. Более 500 школ в районах, находящихся под влиянием «Талибана», были закрыты, поскольку обучение в них не соответствовало представлениям талибов об образовании. Особенно это касается школ для девочек.

Эти противоречия свидетельствуют о том, что талибы, которые были освобождены из тюрем или выступают в дискуссиях в СМИ, в основном заботятся о том, чтобы соответствовать нынешней ситуации в Афганистане, а не о том, чтобы продемонстрировать истинный менталитет членов своего движения.

И все же президент Афганистана, вопреки своему вчерашнему согласию, выражает недовольство по поводу открытия офиса «Талибана» в Катаре. Этот факт говорит о том, что либо афганское правительство недостаточно осведомлено о мирном плане США в отношении «Талибана», либо Хамид Карзай хотел бы добиться мира с талибами на собственных условиях, что свидетельствует о наличии у правительств Карзая и США двух разных подходов к вопросу о политике мира с талибами. Эта проблема вызывает у народа Афганистана еще большую настороженность в отношении процесса переговоров с талибами.

Спустя день после открытия представительства «Талибана» в Катаре наиболее вероятным представляется, что это событие является демонстрацией силы талибов, укрепления духа сторонников этой группировки с целью увеличения своих рядов перед выводом иностранных сил, а также способствует усилению беспокойства среди афганского народа и нарастанию противоречий между афганским и американским правительствами, что уже привело к откладыванию подписания соглашений о безопасности.

Движение «Талибан», от которого после октября 2001 года осталось только название, сегодня имеет возможность создать официальное представительство, чтобы с его трибуны заявлять о своих прежних требованиях и целях на мировом уровне и тем самым бросать вызов десяткам государств со стотысячными вооруженными силами. Талибы приобрели такую возможность не из-за своей военной мощи и не по причине поддержки со стороны народа. Причиной повторного усиления «Талибана» стала неправильная политика мирового сообщества и правительства Афганистана в отношении этой группировки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

http://www.afghanistan.ru/doc/61618.html

http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий