понедельник, 24 июня 2013 г.

США продолжат борьбу с терроризмом на территории Пакистана?






Опубликовано: 24.06.2013 00:15Печать

Автор: Алексей ФЕНЕНКО



Об авторе: Алексей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, кандидат исторических наук.

В середине 2013 года в американской публицистике происходит возрождение термина «Афпак» (AfPak). На официальном уровне администрация Барака Обамы предпочитает пока не использовать этот термин. Однако американские эксперты обозначают им Афганистан и Пакистан как единый театр военных действий в рамках антитеррористической операции НАТО. Такая популяризация понятия «Афпак» не случайна. Белый дом, по-видимому, прорабатывает вариант завершения Афганской войны через подписание сдвоенных соглашений как с Афганистаном, так и с Пакистаном.

Участником афганского конфликта Исламабад был с момента ввода советских войск в Афганистан в 1979 году. И все же представления об Афганистане и Пакистане как едином военно-политическом пространстве сложились при администрации Дж. Буша-младшего. Осенью 2001 года в Белом доме опасались, что волнения в пакистанских городах помешают использовать эту страну в качестве базы для операций против талибов. С весны 2004 года Пентагон помогал правительству Первеза Мушаррафа проводить военные операции в северо-восточной провинции Вазиристан, где перебазировавшиеся из Афганистана талибы создали свое «квазигосударство». 27 сентября 2006 года состоялся саммит президентов США, Афганистана и Пакистана с целью урегулирования афгано-пакистанских пограничных споров. Белый дом выступил также посредником при разрешении афгано-пакистанского вооруженного конфликта в мае 2007 года.

Появление термина «Афпак» стало следствием развития этого процесса. Его автором считается видный американский дипломат Ричард Холбрук. Весной 2009 года термин «Афпак» стал использоваться в американской аналитике для анализа военных действий на территории Афганистана и Пакистана. Такой подход вызвал, однако, недовольство в Исламабаде и Дели. 24 января 2009 года о неприятии термина «Афпак» заявило правительство Индии. В июне 2009 года с критикой понятия «Афпак» выступил бывший президент Пакистана Первез Мушарраф. Совместное выступление двух противников побудило США скорректировать свою позицию. 21 января 2010 года Ричард Холбрук заявил, что администрация Б. Обамы отказывается от использования термина «Афпак».

Новая волна интереса к «Афпаку» началась в США с рубежа 2012 — 13 годов. Возвращение к нему американских экспертов связано с тремя обстоятельствами. Осенью 2012 года потерпели неудачу переговоры в рамках «Душанбинской четверки» о формировании четырехстороннего соглашения Афганистана, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана. США стремятся использовать пакистанскую территорию в качестве пространства для вывода сил НАТО из Афганистана. В Вашингтоне опасаются, что Исламабад начнет самостоятельные переговоры с определенным сегментом талибов. Ситуация осложняется стремлением США самостоятельно вступить в контакт с талибами Такое намерение продемонстрировал состоявшийся 21 июня визит американского дипломата Джеймса Доббинса в недавно открывшийся Катарский офис движения «Талибан».

Новая волна интереса американцев к «Афпаку» вызвала, однако, недовольство Пакистана. Во-первых, в Исламабаде опасаются, что утверждение понятия «Афпак» приведет к легализации военных операций НАТО на пакистанской территории. В настоящее время альянс наносит удары по талибам на афгано-пакистанской границе в рамках политики содействия Пакистану. В рамках единого «Афпака» альянс сможет проводить подобные операции без запроса Исламабада.

Во-вторых, использование понятия «Афпак» может создать трудности на афгано-пакистанской границе. В настоящее время она проходит по «линии Дюранда» 1893 года. Эта линия признается Исламабадом, но оспаривается всеми афганскими руководителями.

В-третьих, на протяжении последних двенадцати лет американские эксперты часто квалифицировали Афганистан и Пакистан как «несостоявшиеся государства» (failed states). В отношении Пакистана такая формулировка означала сомнения в способности его правительства сохранить контроль над своими ядерными объектами. Пакистанское руководство опасается, что ведение термина «Афпак» легализует дискуссии об Афганистане и Пакистане как двух примерно равных «несостоявшихся государствах».

В-четвёртых, у пакистанского руководства есть опасения относительно «зоны племен». В 1970 году она получила статус Федерально управляемых племенных территорий (Federally Administered Tribal Areas). В Исламабаде подозревают, что под предлогом дискуссий об «Афпаке» представители «зоны племен» потребуют большей автономии.

Индия не принимает понятие «Афпак» по иным причинам. Дели не признает Пакистан в его современных границах, утверждая, что часть штата Джамму и Кашмир оккупированы Исламабадом. Введение понятия «Афпак» означает, по мнению индийской стороны, косвенное признание США и Афганистаном современных границ Пакистана.

Но для администрации Б. Обамы проект «Афпак» остается наилучшим вариантом региональной политики. Администрация демократов стремится выстроить систему региональной безопасности на базе соглашения Афганистана и Пакистана. Американцы опасаются, что после вывода основных сил НАТО ведущую роль в регионе будет играть КНР, возможно, совместно с Россией. Американский проект «Афпак» выступает, таким образом, противовесом влиянию ШОС и ОДКБ.

Америка в роли «критического балансира» устраивала бы и Пакистан, и Индию. А вот Америка в роли «создателя правил игры» вызывает в обеих странах настороженное отношение. Поэтому для реализации проекта «Афпак» администрации Б. Обамы потребуется найти приемлемую формулу компромисса как с Индией, так и с Пакистаном. В противном случае Исламабад и Дели окажутся в стороне от процесса афганского урегулирования, что вряд ли благоприятно для США.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

http://www.afghanistan.ru/doc/61665.html




http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий