понедельник, 10 июня 2013 г.

Лучшее — друг хорошего



Газета "Коммерсантъ", №98 (5129), 08.06.2013

Прошла неделя русских торгов в Лондоне




Полотно Николая Рериха "Труды Богородицы" теперь символизирует все самое дорогое в русском искусстве
Фото: Bonhams Images


Аукционы русского искусства в Лондоне закончились: на них было продано живописи, графики и прикладного искусства на сумму свыше Ј50 млн. Самым дорогим произведением стала картина Николая Рериха "Труды Богородицы", проданная на Bonhams за Ј7,9 млн, еще раз подтвердив простое правило: чем картина лучше, тем она дороже. Из Лондона — ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.

В по-настоящему хороших картинах ощущается заметный недостаток, что делает те, которые нашлись, все дороже и дороже. Все аукционные дома смогли предложить лишь одну-две работы каждый, которые полностью удовлетворяли бы требованиям, предъявляемым к топ-лоту. И это при том, что Sotheby`s в нынешнем году отказался от аукциона в живописи в Нью-Йорке, а Christie`s сделал это еще раньше, сосредоточившись на лондонских торгах.


А покупателей все прибывает. Две самые дорогие вещи на Sotheby`s — полотна Николая Фешина и Натальи Гончаровой — приобрели люди, никогда прежде не участвовавшие в русских торгах дома. Среди покупателей русского искусства были также коллекционеры или дилеры из Японии, Саудовской Аравии, Испании и Финляндии; при этом большая часть русских клиентов, зарегистрированных у Sotheby`s, активно покупают еще и старых мастеров, модернизм и contemporary art — глобализация.


Никакой надежды на то, что на небольших торгах можно выгодно купить никем не замеченный шедевр, не осталось. При вялой рекламе шедевра Николая Рериха "Труды Богородицы" было столько предложений, что Bonhams поднял на нее эстимейт вдвое прямо во время предаукционной выставки. Картина "Дети-музыканты" Александра Волкова на Bonhams вообще никак специально не рекламировалась; изображение ее в каталоге не передавало все качество живописи — однако на торгах она была приобретена за заслуженные и рекордные для художника Ј2 млн. Упомянутые же "Труды Богородицы" теперь очень символично украшают первую строчку списка произведений, проданных на русских торгах: со старта Ј600 тыс. человек пять в зале и телефоны начали бороться за полотно; после Ј5 млн торг пошел между арт-дилером в зале и анонимом по телефону. Телефон выиграл на Ј7 млн, покупатель заплатил за это полотно Ј7,9 млн (вместе с процентами аукционного дома). Благодаря этим двум картинам аукционный дом Bonhams получил в целом сумму, сравнимую с итогами более активных в русском секторе домов,— Ј12,4 млн.


Столько же собрал на торгах и Christie`s, который располагал всего лишь одним крупным шедевром — "Натюрмортом с фруктами" Ильи Машкова, некогда участвовавшим в первой выставке "Бубнового валета" в Москве. Картина продана после состязания телефонов за Ј4,8 млн, сделавшись самой дорогой для Машкова. В целом Christie`s показал самый стабильный "уход", распродав почти все.


Sotheby`s оставил за собой позицию крупнейшего участника русских торгов — аукционы дома в целом принесли Ј17 млн, но без рекордов. Вечерние торги прошли хорошо, а вот дневные (за исключением нескольких точечных продаж вроде "Портрета Анны Ахматовой" работы Юрия Анненкова) — более вяло, чем обычно, декоративно-прикладное искусство разобрали не более чем на 40%.


Примерно такая же картина царила на MacDougall`s: выдающиеся произведения дорожали; на живопись Ивана Шишкина установлен новый рекорд — его грандиозная "Вечерняя заря" продана за Ј2,2 млн; за Ј2 млн ушло полотно "Странники. За Волгой" Михаила Нестерова. Довольно бодро также расходились совсем недорогие работы — в пределах Ј10-15 тыс. Середина же очевидно провисла.


Инновация Sotheby`s с фотографическими торгами показала все то же: спросом пользуются известные имена. Естественно, список проданного (а это не более одной пятой огромной коллекции поздней советской и перестроечной фотографии) возглавляют Борис Михайлов и Комар с Меламидом.


Вывод так очевиден, что не стоит всех предыдущих рассуждений: качество произведения искусства, его провенанс и участие в выставках, а также известность мастера более чем в одной стране мира обеспечивают работе высокую цену. Короче говоря, чем картина лучше, тем она дороже.


http://www.kommersant.ru/doc/2207945
http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/legalcode

Комментариев нет:

Отправить комментарий